Российский авторынок: роскошь на льготных условиях

Несмотря на снижение реальных доходов, в России продолжают покупать автомобили. Немалую роль в этом продолжает играть государственная программа льготного автокредитования, действие которой недавно было продлено. Однако эксперты предупреждают: вместе со спросом будут расти и цены.

На днях премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал постановление о продлении действия на 2017 год одной из самых долгоиграющих отечественных госпрограмм — льготного автокредитования и льготного лизинга колесных транспортных средств. По статистике, с господдержкой в нашей стране в последние годы приобретается каждый третий легковой автомобиль.

Общий объем финансирования программы на нынешний год — 10 миллиардов рублей. При этом предельная стоимость автомобиля, реализуемого по программе 2017 года, увеличена с одного миллиона рублей до полутора, а предельный размер скидки теперь фиксирован и составляет 6,7% от ставки кредита. Но есть и приятные для покупателей новации. В частности, размер первого взноса снизился до 20% от цены автомобиля против прежних 30% (в будущем, как утверждают чиновники, первоначальный взнос может быть и вовсе отменен). Кроме того, расширен перечень моделей; теперь в него входят не только бюджетные автомобили, но и внедорожники. Правда, формирование конечного списка отдано на откуп банкам, выдающим автокредит; всего их около 90. Важно также отметить, что дополнительные комиссии и сборы программа госавтокредитования не предусматривает.

По данным агентства "Автостат" и Национального бюро кредитных историй (НБКИ), уже в первом квартале нынешнего года меры господдержки обеспечили продажу 126,3 тысячи автомобилей (45% от общего объема рынка и на 23,6% больше, чем за январь—март прошлого года). Власти и производители надеются, что таким льготным способом за год удастся реализовать не менее 350 тысяч автомобилей. Наиболее активно субсидированные автокредиты приобретают жители крупных городов, кроме обеих столиц; это — Волгоград, Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Новосибирск, Омск, Ростов-на-Дону, Самара. Больше всего новых автомобилей покупают на Дальнем Востоке. Что касается марок, то в течение последних лет особой популярностью у россиян пользуются японская Toyota, корейские Kia и Hyundai, немецкий Mercedes-Benz и российская Lada (в финансовом отношении объемы ее продаж ненамного уступают соперникам, хотя средняя цена намного меньше — 557 тысяч рублей). Эксперты с сожалением отмечают, что доля отечественных брендов в общем объеме российского автопарка сокращается, замещаясь бюджетными иномарками. Это неизбежное следствие активной локализации иностранного автопроизводства в условиях девальвации рубля.

При снижении внутреннего спроса эффект девальвации продолжает играть на руку экспортерам: так, в первом квартале 2017 года экспорт легковых автомобилей из России вырос на 9,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, причем главным образом в страны дальнего зарубежья.

После стремительного кризисного проседания по итогам 2016 года российский авторынок занял пятое место в Европе после Германии, Великобритании, Франции и Италии. Однако эксперты единодушно отмечают, что спад продаж существенно замедлился, и с нынешнего года они прогнозируют его постепенный рост и полное восстановление до прежних рекордных докризисных темпов к 2020 году. Производители при этом уповают на низкую степень обеспеченности россиян автомобилями по сравнению с европейцами и "пожилой" автопарк. По подсчетам, средний возраст легкового автомобиля в России составляет двенадцать с половиной лет, при этом чрезвычайно велика возрастная разница между иномарками и отечественными авто — 10 лет против 16.

Так что перспективы развития авторынка налицо; главное, были бы у людей деньги на покупку. Но даже при изрядно просевшем спросе производители не могут совсем отказаться от повышения цен. В первую очередь это обусловлено необходимостью обновления модельного ряда, обязательного оснащения новых моделей системой "ЭРА-ГЛОНАСС", длительным снижением числа проданных машин (а следовательно, потерей прибыли производителей и дистрибьюторов в течение нескольких лет подряд), текущим удорожанием сырья, стоимости доставки и так далее.

Даже за кризисные 2015 и 2016 годы, при минимальных за десятилетнюю историю объемах продаж, цены на автомобили на отечественном рынке выросли в среднем на 40%. И более благополучный 2017-й, увы, не станет исключением. По прогнозам, первыми подорожают новые, модернизированные модификации и автомобили 2017 года выпуска; предположительно, на 10%.

Читайте также:

В кризис россияне покупают "Порше"

ВАЗ дождался своего "звездного" часа

Импортозамещение: пересядем на ВАЗы?

Автор Лейла Мамедова
Лейла Мамедова — журналист, экономический обозреватель Правды.Ру *