Когда запретят личные автомобили?

Министр транспорта Российской Федерации Игорь Левитин на расширенном заседании коллегии своего министерства заявил, что его ведомство выступает за введение законодательной базы для ограничения использования личного транспорта. «Разумного ограничения» - подчеркнул министр.

Заявление министра в какой-то степени сенсационно. Ведь не так часто чиновники столь высокого уровня «посягают» на Конституцию России. В которой свобода передвижения на машине или без – одна из первооснов прав российского человека. До какой же степени должны были «достать» высокопоставленных бюрократов злополучные московские пробки, если такой аккуратный в высказываниях функционер, как Левитин позволил себе рассуждать о «разумных ограничениях».

По всей видимости, инициатива Минтранса – не более чем успокаивающее общественное мнение заявление. И если дальше слов министра дело не пойдет, то на дорогах крупных городов, и в первую очередь Москвы, ситуация не станет катастрофической. А вот если за словами министра последуют дела, беды не избежать.

В чем собственно суть предложений Минтранса? Это попытка запрета въезда в центр столицы. Или его ограничение путем введения платной системы либо, привычной для России – пропускной. Сторонники таких мер извечно ссылаются на западный опыт.

Между тем, само по себе ограничение въезда в центр города еще нигде в мире не приводило к решению транспортной проблемы мегаполиса. Действительно, в нескольких городах на планете автомобилистов «ущемили» в правах передвижения.

В Афинах, например, ввели правило, согласно которому в четные дни в центре города могли ездить машины с четными номерами, а в нечетные – соответственно. Привело это к тому, что подавляющее большинство афинцев при помощи различных ухищрений приобрели два номера для одной машины – четный и нечетный.

В Лондоне, за право въехать в центр в рабочие часы придется заплатить около 5 фунтов стерлингов. И автомобилисты вынуждены платить. Только вот права бесплатного передвижения они себя лишили сами, а не по приказу тамошнего Минтранса – в британской столице был проведен плебисцит и горожане согласились с тем, что город необходимо разгрузить от избытка автомобилей. Решали эту проблему в Лондоне ни много не мало – 7 лет. И существенного улучшения ограничение въезда в центр столицы увы не принесло.

Москва – не Лондон. Радиально-кольцевая схема российской столицы делает фактически невозможным ограничение движения по центру. Иными словами, Москва построена так, что все дороги ведут в центр. И если его перекрыть, то это может парализовать движение при существующей ныне системе дорог в городе.

Но не это главный вопрос, возникающий к авторам идее об ограничении движения. К сожалению те, кто отвечает за организацию движения чаще всего выдвигают отдельные проекты, а не продуманный комплекс мер. Куда бы входило и строительство новых современных автодорог, включая многоуровневые развязки, и решение, наконец, проблемы паркования автомобилей на специальных стоянках, а не на проезжей части в и без того узких переулках. В том числе улучшение регулирования движения силами ГИБДД, внедрение автоматических систем управления светофорами. Как одна из мер может быть рассмотрена и идея ограничения движения. Но только лишь тогда, когда остальные ресурсы будут использованы. Впрочем, в России принято решать проблемы исключительно запретами.

Мнения экспертов:Сергей СМИРНОВ, юрист:
- Сегодня юридически запретить гражданину России въехать в центр Москвы или взять с него за это плату нельзя. Свобода передвижения защищена Конституцией, а за пользование дорогами в России каждый автовладелец уже заплатил транспортный налог. Но, если будет принято решение сделать платным въезд в Москву, Конституцию менять не придется. Достаточно будет правительственного постановления. Видимо именно о таких законодательных проектах и говорил министр транспорта Левитин.

Юрий КОРОТКОВ, главный инженер НииПИ «Генерального плана Москвы»:
- В конечном итоге ограничение въезда в центр Москвы будет необходимо. Уже сегодня по Москве ездит примерно 3 миллиона автомобилей. Мы постепенно подходим к критическому количеству машин, которое способны пропускать московские улицы. Даже при ускоренном строительстве новых дорог и магистралей, наступление кризиса неизбежно – невозможно строит дороги не меняя исторического архитектурного облика города.

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *