К Новому году у России все-таки будет концепция автопрома

И народный автомобиль — Volkswagen-Golf? После обескураживающего провала российской политики в области автомобилестроения, лобби российских автопроизводителей и его правительственные покровители что-то приутихли. Еще бы! Ввели, понимаешь, заградительные пошлины против подержанных иномарок, а родной автопром мало того, что собрался производство сворачивать и сокращать, так основные заводы по производству легковушек еще и конвейеры демонстративно остановили. Невыгодно им, видите ли, легковые автомобили производить. Однако все течет, все забывается. Правительственные чиновники опять гордо рапортуют, что концепция автомобильной отрасли уже на подходе, и иностранные компании опять захотели в России свои машины собирать.

Сегодня замглавы Минпромнауки Сергей Митин на пресс-конференции в Москве сообщил, что до конца декабря его ведомство внесет на рассмотрение правительства план реализации основных задач концепции развития автопрома в России до 2010 года . Причем, по его словам, документ сверен и исправлен согласно итогам работы отрасли в январе-сентябре текущего года.

Что уже само по себе странно. Так как именно после сентября окончательно выяснилось, что прогноз спроса на российские автомобили оказался неверным, заградительные пошлины не помогли, и заводы неминуемо будут сворачивать производство легковушек. Но, очевидно, у правительства какая-то своя логика. Либо они знают, что-то такое, что нам простым смертным не ведомо.

И действительно, в терминах чиновников программа действий на ниве автомобилестроения выглядит ясной и понятной. Во-первых, нужно привлечь в российский автопром инвестиции. Причем, желательно иностранные. По-видимому, именно об этом сейчас договариваются в Италии топ-менеджеры г-на Дерипаски из "Руспромавто" . Хотя имеется сильное подозрение, что СП с итальянцами нужно алюминиевому, автомобильному и целлюлозобумажному королю России не для развития отечественной автопромышленности, а для выведения в него наиболее ликвидных активов "Базового элемента" .

Во-вторых, полагают специалисты Минпромнауки, требуется, как следует защитить собственный рынок. В принципе, рынок уже сегодня защитили — дальше некуда. Однако существуют и другие мнения. По мнению некоторых лоббистов ("ПРАВДА.Ру" об этом писала), для того чтобы российские легковушки стали, наконец, покупать в массовом порядке, нужно не только запретить в России эксплуатацию машин с "правым рулем", но и старых иномарок, и даже старых советских автомобилей. Чей парк, по данным Госкомстата РФ , сегодня приближается в стране к 80% . Вот когда Россия останется совсем без легковых автомобилей, а пошлины так и не отменят, деваться россиянам будет некуда. И вот тогда "ВАЗ" , "ГАЗ" , "АзЛК" и "Иж" будут довольны и спросом, и прибылями.

В-третьих, конечно же, никак не обойтись без повышения конкурентоспособности российских автомобилей. Но, как известно, для такого рывка потребуются такие многомиллиардные вложения, которые не в силах сегодня найти никто в стране. Потому что конструктор, получающий 2 тысячи рублей в месяц, никогда в жизни не придумает стоящего автомобиля. Ибо все его помыслы сосредоточены на одном — как бы прожить. То же самое и с рабочим, получающим 1,5 тысячи рублей. Не они будут делать конкурентоспособный российский автомобиль. Кто же? Очевидно, марсиане.

Между тем Сергей Митин заверил журналистов, что даже в этом году в России выпустят 1 млн. 30 тысяч легковых автомобилей вместо планируемых 1 млн. 22 тысяч . Зачем, для кого? Какими прогнозами спроса сформирована такая цифра? Одни вопросы. Сергей Митин говорит, что это прогноз основан на итогах работы российского автопрома в январе-сентябре 2002 года . Возвращаемся к началу — в сентябре еще не было до конца ясно, что автопром России полностью несостоятелен. Еще оставались иллюзии. Сейчас их, пожалуй, уже не осталось.

Всего скорее конкурентоспособный российский автомобиль будет создан на заводах "Форда" или Volkswagen'а , который, приняв стратегическое решение развивать бизнес на Украине, тем не менее, опять возобновил переговоры с правительством Московской области о строительстве в Ступино своего сборочного завода. И называться этот автомобиль будет явно не по-русски. Но Сергей Митин, похоже, гордится, возвращением блудного Volkswagen'а. Хотя совершенно очевидно, что намерение германского концерна связано в первую очередь с желанием не проворонить рынок , который сегодня не очень перспективен, но завтра может оказаться "очень даже" . Потому что, если Volkswagen не придет, а "Форд", "БМВ" и "Шевроле" останутся, то через 20 лет россияне будут ездить на американских автомобилях местной сборки, а не на немецких. А это уже может оказаться стратегическим поражением немецкого автопрома во всемирно-историческом масштабе. И кому-то из высоких немецких начальников придется за этот промах ответить по полной. А немцы — известные педанты и перестраховщики.

За иностранными автокомпаниями стоят десятилетия международной кооперации и миллиарды в сейфах международных банков, озабоченных товарной и финансовой экспансией в мировом масштабе. Совместными усилиями и денежными вливаниями они скорее приспособят свои иностранные автомобили для бездорожной и неплатежеспособной России, чем российский автопром сподобится, наконец, создать полностью отечественное авто "мирового уровня" и с "мировой ценой" в 20 тысяч долларов , которое и в России, и на Западе окажется абсолютно никому не нужным.

Однако стратеги Минпромнауки, похоже, полны оптимизма. Посмотрим, что за концепция у них нарисовалась на этот раз.

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе