Volksvagen сделал выбор в пользу Украины

Немцы не поняли, что в России автомобиль — не роскошь

Конечно, правительство радеет за отечественный автопром. Для этого и пошлины такие введены на старые иномарки. Для этого Илья Клебанов добивается запрещения праворулевых "японок". Но ясное дело, даже правительство не верит, что в обозримом будущем в России научатся делать автомобили мирового уровня.

Поэтому правительство всеми возможными способами вынуждает иностранных автопроизводителей, чтобы они больше своих "иномарок" производили в России. Понятно, что мало кто их здесь купит. Неважно, пусть потом их в Зимбабве продают. Для нас главное — инвестиции. Но иностранцы не спешат расширять свое производство и налаживать новое. А Volkswagen и вовсе счел Россию страной неперспективной.

С чего бы это? Немецкий концерн Volkswagen, который с учетом своего подразделения Skoda Auto является крупнейшим в мире производителем легковых автомобилей, объявил о том, сборка его автомобилей в России не целесообразна. Об этом, по сообщению NTV.Ru, заявил руководитель российского представительства Volkswagen Торстен Брадлер .

"Пока такой завод не будет иметь успеха, так как здесь востребован автомобиль с ценой ниже десяти тысяч долларов. Такого автомобиля в гамме "Фольсквагена" нет". Действительно, самый дешевый из автомобилей концерна — Polo - стоит не менее 12 тыс. долларов. Но немцы с высоты своей транснациональной экспансии не заметили главного — в России широким массовым спросом пользуются автомобили не дороже 5 тыс. долларов.

И причина до безобразия проста — у россиян нет денег — то есть покупательная способность населения крайне низка. И пока она не повысится — иными словами, пока россияне в массовом порядке не сделаются зажиточными и обеспеченными, как немецкие бюргеры (а в это верится с большим трудом) — в Россию не придут серьезные мировые производители и не выставят на продажу свой престижный товар. И, может быть, оно и к лучшему. Бог даст — в конце концов, сами научимся делать высококачественные товары.

Планы строительства сборочного производства в России представители Volkswagen обсуждали с федеральными и региональными чиновниками несколько лет. С немцами, к нашему всеобщему стыду, возились как с невестой на выданье. Небось, принимали-угощали по всем законам традиционного русского гостеприимства, баньки с девочками устраивали — все как у больших. Еще бы — такой серьезный инвестор пожаловал.

Показали десятки возможных площадок — и в Орловской, и в Ленинградской, и в Нижегородской, и в Московской областях. Примерно год назад зампредседателя комитета по инвестициям Ленинградской области Александр Мещеряков объявил, что вот-вот Volkswagen построит в его области завод мощностью в 100 тыс. автомобилей в год.

В начале сентября губернатор Московской области Борис Громов обнадежил — Volkswagen всерьез раздумывает над постройкой автосборочного завода в подмосковном Ступино, и окончательное решение будет принято в ближайшее время. Окончательное решение оказалось унизительным отказом. В России демарш Volkswagen'а восприняли с некоторым недоумением. Не менее маститые производители продолжают собирать в России свои автомобили и не дергаются.

Так, в том же ценовом коридоре находится, к примеру, "Форд Фокус" . Его собирают во Всеволжске, и самые популярные в России модификации стоят в районе 12,5 тыс. долл. И никакой нервозности. "Ведомости" приводят слова пресс-секретаря всеволожского завода Ford Motor Екатерины Кулиненко . Она уверена, что в России вполне реально продавать машины местной сборки дороже 10 тыс. долл. "Рынок, конечно, покажет, но мы уверены в своих расчетах", — говорит она.

Аналитики вполне справедливо указывают на тот факт, что Volkswagen слишком много вложил в развитие своих чешских подразделений — заводов Skoda. Якобы открытие сборочного производство самих "фольксвагенов" в России могло бы подорвать конкурентоспособность чешских автомобилей. Но не подрывают же конкурентоспособность "фольксвагенов" испанские Seat'ы, также принадлежащие Volkswagen.

Просто это автомобили разных потребительских категорий. Кому не по карману Golf , тот покупает Seat Ibiza . И вся недолга. Можно, конечно, объяснить осторожность немецкого концерна и нежданным уменьшением продаж на мировых рынках. Так, в Западной Европе продано было на 8% меньше автомобилей, чем ожидалось, в США на 1,7%, а в Бразилии на 21%.

Осторожные немцы даже предпочли запланированно снизить в 2002 году объем поставок с 5,06 млн. штук до 5 млн. Между тем, по официальным продажам новых автомобилей Volkswagen в России прочно утвердился на втором месте. Обогнало его только собственное подразделение — Skoda. Впрочем, цифры продаж очень уж смешные. "Шкод" продано 5063 автомобиля, "фольксвагенов" - 3983.

Не доросла еще Россия до качественных немецких автомобилей. А немцы так и не уразумели, что в России автомобиль — не роскошь, а банальное и — самое главное — очень дешевое средство передвижения. Однако существует более правдоподобное объяснение фольксвагеновского " nein ". В последнее время Германия все более пристально приглядывается к Украине. У немцев вообще исторически присутствует какая-то болезненная тяга к Украине. И технологически это совершенно оправданно. Особенно, если учесть, что квалификация украинских рабочих такая же, как у российских, а рабочая сила заметно дешевле.

Так вот, обломав Россию, Volkswagen совершенно не скрывает, что намерен значительно расширить свое производство на Украине. В Ужгороде из крупных узлов уже собирают Skoda Fabia , а в городе Чоп — Skoda Octavia . "Отверточная сборка" обошлась немцам всего в 15 млн. долларов. Для реализации автомобилей по всей Украине предполагается в ближайшие два года построить 50 автоцентров Skoda.

Более того, Volkswagen собирается инвестировать 200 млн. на строительство в Чопе завода "Еврокар" по сборке собственно "фольксвагенов". Предполагается, что уже до конца этого года там начнут собирать несколько популярных моделей, а продавать будут не только на Украине, но и по всем странам СНГ. В Закарпатье немцы хотят построить завод по производству комплектующих, которые планируется использовать и на всех других сборочных заводах концерна.

Вот, собственно, и все объяснение. Будем теперь ездить на украинских иномарках, если Илья Клебанов, правда, не уговорит Михаила Касьянова запретить их к ввозу в страну. А вот об этом стоит пристально подумать!