Правительство сдает родной автопром

Как сообщили российские СМИ, Правительство РФ рассматривает возможность снизить в ближайшее время таможенные пошлины на комплектующие детали для производства в России автомобилей зарубежных марок с 10 до 2%.

"Это даже более радикально, чем мы предлагали", — сообщили нам в Минэкономразвития. Напомним, что МЭРТ в августе этого года разработал для Правительства о проект постановления, согласно которому таможенная пошлина снизится до 3%. Сейчас пошлина составляет 10%.

Это хорошая новость для так называемых "совместных предприятий", где происходит "отверточная сборка" иномарок из запчастей преимущественно зарубежного производства. Напомним, что в России свои сборочные производства уже открыли американские компании Ford Motor, General Motors, германская BMW, французский Renault, корейские KIA Motors и Hyundai Motors. В ближайшие два года собираются построить заводы в России компании Nissan, Skoda, Volkswagen. Ближе к 2008 году на нашей земле обустроят свои производства Toyota, индийская автомобильная компания Tata Motors, а также Land Rover.

Изменение пошлины не приведет к радикальному удешевлению иномарок, собранных в России. Как показал проведенный "ПРАВДОЙ.Ру" опрос совместных предприятий, снижение цены на базовые модели составит в среднем 3-5% в зависимости от класса автомобиля. "Если пошлина будет снижена, то это даст повод для проведения специальных маркетинговых кампаний, в первую очередь для машин низшей ценовой категории", сообщил нам сотрудник московского представительства Renault.

В российских компаниях комментарий получить мы не смогли. Но даже без этого ясно, что отечественный автопром стоит на пороге очередного кризиса. Еще в конце прошлого года, напоминают "Новые известия", аналитики предупреждали, что ресурсы увеличения объемов продаж российскими автозаводами, сформированные после августа 1998 года, полностью исчерпаны. Покупательский спрос продолжает расти и при этом дрейфует в сторону более надежных и комфортабельных машин, которые не выпускаются отечественными автозаводами.

Уже сейчас объемы продаж иномарок на 30% превышают аналогичный показатель для отечественных автомашин. Причем разрыв обеспечен не столько ростом продаж машин иностранного производства, сколько падением спроса на отечественные автомобили.

Платежеспособность населения здесь не при чем — она осталась на прежнем уровне, отмечают опрошенные ПРАВДОЙ.Ру эксперты. По их мнению, импульс для роста продаж иномарок дало распространение потребительского кредитования, которое становится все более доступным для россиян. Условия банков по кредитам на крупные покупки становятся все более привлекательными. Клиентам уже необязательно доказывать свою платежеспособность справками с работы — банки учитывают, что большая часть заработков населения находится в тени.

Возврат кредитов находится на приемлемом уровне, к тому же кредиты обеспечены приобретаемым автотранспортом. И здесь банкам выгоднее иметь дело с кредитованием на покупку именно иномарок, так как их оценочная стоимость падает куда более медленно, нежели у российских аналогов, теряющих в цене до $500 уже при выезде из автосалона.

На новые потребности и возможности населения живо отреагировало производство. За 2004 год на предприятиях, где происходит "отверточная сборка" иномарок, в этом году будет собрано 120 тысяч машин — более чем в два раза больше по сравнению с прошлым годом. А в планах на 2005 год значатся уже 180-200 тысяч штук. На фоне роста импорта (300% по данным Федеральной таможенной службы) и производства СП (более 200%) увеличение отечественного автопроизводства на 12% с начала года выглядит совсем уж скромно.

Вероятно, столь безнадежная ситуация в области национального автомобилестроения укрепила правительственных чиновников в мысли, что автопром вполне можно принести в жертву на алтарь глобализации. Несмотря на рыночные условия, отечественные машины в большинстве своем осталась неконкурентоспособными. "Чем тебя породил, тем тебя и убью", шутят чиновники, подразумевая, что российская автомобилестроительная промышленность во многих случаях начиналась с копирования иностранных технологий и иностранных же марок — этим же и закончатся оставшиеся амбиции автопромышленников.

Правительство отвергло все предложения Объединения автопроизводителей России (ОАР) об увеличении таможенных пошлин на их ввоз с нынешних 25 до 35%. До такого же уровня промышленники предлагали поднять пошлину на комплектующие. Но практика показала, что при росте цен на иномарки, отечественные автозаводы автоматически повышают цены на свою продукцию, с сохранением "эксклюзивного" качества.

"Аисту в небе" чиновники предпочли "синицу в руке" в виде совместных предприятий, уже принесших в страну около 800 млн. долларов прямых инвестиций. Весной премьер Михаил Фрадков заверил представителей Евросоюза, что, в рамках вступления России в ВТО, максимальная таможенная ставка на новые иномарки упадет до 20%. Позицию Фрадкова поддержало Минпромэнерго, а министр экономического развития и торговли Герман Греф официально заявил, что более пошлины на иномарки повышаться не будут.

Вывод неутешителен: удар по "национальной гордости" - плохеньким, но все же "своим" автомобилям — неизбежен. Демпинг, бессмысленный и беспощадный, как последний аргумент отечественного автопроизводителя станет невозможным после вступления России в ВТО, так как будет приравнен к экономическому преступлению. Поэтому единственной альтернативой будет тихий переход производственных мощностей российских заводов к более успешным западным коллегам.