Водителей освободят от машин

Рассмотрение поправок в закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» депутатами Госдумы перенесено на 4 октября. Предметом обсуждения будет внесение изменений в систему коэффициентов, применяемую по отношению к водителям.

На сегодняшний день закон об обязательном страховании, неоднократно подвергавшийся критике, предусматривает, что льготные тарифы ОСАГО за безаварийную езду вычислялись для конкретного автомобиля, а не для водителя. В этом случае владельцы автомобиля могли меняться, и скидки предоставлялись только тому, кто в данный момент владел транспортным средством.

Почему же такой подход называют неправильным? Во-первых, привязка льгот к автомобилю подразумевает, что текущий владелец, даже если до этого он много раз попадал в ДТП, приобретая машину с безаварийной историей, автоматически получал льготы на ОСАГО, что вряд ли можно чем-то оправдать. Более того, в обиде остаются прежние владельцы транспортного средства, которые при покупке нового автомобиля теряли все скидки, приобретенные за годы безупречной езды на предыдущей машине.

Если поправки к закону об ОСАГО будут приняты, подобная система уйдет в прошлое. Льготы будут высчитываться по отношению к водителю, а не к машине. Следовательно, аккуратные автомобилисты будут иметь возможность приобретать полис страхования за более выгодную цену, которая будет уменьшаться соответственно сроку безаварийной езды. Льготы, таким образом, распространяются на конкретного человека, а не на то транспортное средство, которым он управляет в данный момент.

Идея внесения подобных поправок существует довольно давно. Ведь в Европе, например, во многих странах приняты системы льготного страхования, похожие на ту, которую собираются ввести в России, причем зачастую по прошествии лет скидки могут доходить до 70 процентов и даже более. Принято думать, что подобные льготы стимулируют водителей не попадать в аварии и ездить аккуратнее.

Введение более удобных для водителей скидок на ОСАГО не ударит по карману страховых компаний. В данный момент льготы и коэффициенты их роста довольно незначительны, а обладать ими будет относительно небольшое количество водителей.

Конечно, нельзя поддаваться панике, которую пытаются создать некоторые страховые компании, утверждающие, что якобы в России страхование чудовищно убыточно, а тарифы ОСАГО занижены. Достаточно только взглянуть на огромный список компаний-страховщиков, которые активно продвигают свои услуги: если все было бы действительно так плохо, многие из них давно бы ушли с рынка. А упрекнуть наших бизнесменов в отсутствии прагматизма вряд ли можно.

В любом случае радует тот факт, что к автогражданке теперь подходят конструктивно и ее пользу мало кто оспаривает. Следовательно, в этой области можно будет работать максимально эффективно - другой вопрос, как на самом деле будет реализована работа по исправлению недостатков. А их на данный момент немало – медленная и сложная процедура разбора ДТП и запутанная система выплат; стремление компаний максимально сэкономить на водителях, порой доходящее до полного нежелания компенсировать убытки. Но теоретически это все исправимо.

Андрей Чиж

Обсудить