Водители не поняли, для кого строят платные дороги

Активное строительство платных дорог начнется в России в течение ближайших 5-10 лет. Но, пока власти ожидают притока инвесторов, у простых граждан возникает вопрос, будет ли по этим дорогам вообще кто-нибудь ездить.

Платные дороги, которые так долго существовали только в виде задумок, наконец-то оформились в более-менее отчетливые проекты с конкретными сроками реализации. Если суммировать всю имеющуюся на сегодняшний день информацию, то уже существуют планы строительства нескольких дорог вне Москвы и целых одиннадцати дорог в столице.

Одним из самых известных и, как считают власти, перспективных проектов платной дороги является трасса Москва - Санкт-Петербург, проект которой был утвержден в конце прошлого года. Длина трассы составит около 670 км, максимальная скорость автомобилей будет 150 километров в час, а среднее время в пути составит 6 часов. На пути не будет ни одного населенного пункта, к тому же дорога не будет пересекаться с другими трассами и переездами. Открыть трассу планируется к 2010 году. Стоимость строительства на данный момент оценивается в 55 миллиардов рублей, из которых половина будет выделена из Инвестиционного фонда, а остальное должны оплатить частные инвесторы, причем большие ожидания возлагаются на иностранный капитал.

Две платные дороги планируется построить в Подмосковье. Одна, длиной 19,5 км, соединит МКАД (в районе развязки на Молодогвардейской улице) с 31 км Минского шоссе. Вторая, очень короткая (всего 2 км), соединит Новорижское и Волоколамское шоссе. Кроме того, в планах возведение платной трассы Москва – Ногинск.

Несмотря на то, что ранее главный архитектор Москвы Александр Кузьмин заявлял, что в черте Москвы не будет платных дорог, столица, видимо, оказалась слишком лакомым кусочком для инвесторов. Недавно первый заместитель Юрия Лужкова Пётр Аксёнов заявил, что в 2007 году на территории Москвы будут проложены 11 платных дорог, большинство из которых построят на северо-западе города. Всё это обуславливается в первую очередь недостатком средств на обслуживание существующих дорог и строительство новых (по имеющимся данным, Москве не хватает более 350 км дорог). Платные трассы должны принести дополнительные средства в бюджет.

Но способны ли платные дороги реально залатать дыры в кошельке? С одной стороны, очевидно, что в России существует достаточно направлений, на которых выгодно строить платные трассы-дублеры (по западным меркам, платная дорога окупается, если в сутки по ней проезжает не менее 20 тысяч машин). Всё это создает достаточную привлекательность для инвесторов, следовательно, высокую вероятность строительства дорог. Речь идет уже о создании ОАО "Российские скоростные дороги", специализирующемся на строительстве платных трасс.

С другой стороны, важно понимать, что платная дорога – это не панацея. Невозможно за их счет исправить все ошибки системы. Недавно руководитель Федерального агентства Олег Белозеров заявил, что предполагаемый потенциал строительства платных автомобильных трасс в России составляет менее 0,1% от общей протяженности дорог. Так что всё равно финансирование надо увеличивать – что и делается: В 2007 году на эти цели будет выделено почти в три раза больше средств - 120 млрд. рублей.

Иной вопрос – станут ли сами автовладельцы пользоваться платными дорогами. Большинство прогнозов сходятся в одном: свой клиент у таких трасс найдется. В зависимости от конкретного направления это будут бизнесмены, которым важно проскочить дорогу без пробок, или дальнобойщики, которым критично качество дороги, или же простые автолюбители, которым проще заплатить и ехать с комфортом. Кроме того, никакой инвестор не будет тратить свои деньги на дорогу, которая рискует не окупиться. Следовательно, так или иначе платные дороги будут приносить пользу.

Здесь важно одно: не переборщить. Не превратить Россию в одну большую платную дорогу. Не устанавливать тарифы выше тех, которые реально могут заплатить наши люди, и не делать платными те дороги, которые изначально строились бесплатными.

Обсудить