Иномарки от АвтоВАЗа - реальность новых пошлин

Иномарки от АвтоВАЗа — непозволительная роскошь?

Правительство проявляет удивительную непоследовательную последовательность в выстраивании внутренних рынков страны. Особенно автомобильного. Было подозрение, что повышение пошлин лишь на семилетние подержанные иномарки вызовет коллапс в отечественном автопроме. Еще в прошлом году наиболее рьяные лоббисты автопрома предлагали поднять пошлины и на иномарки старше трех лет, а заодно запретить эксплуатацию автомобилей с правым рулем. Однако тогда идея не прошла. Ограничились полумерами. Убедились, что вместо "лучше" вышло "как всегда". И, наконец, решились продолжать "выстраивание" рынка до конца.

Сегодня стало известно, что Комиссия по защитным мерам во внешней торговле при правительстве РФ отважилась уравнять ставки ввозных таможенных пошлин для физических и юридических лиц на легковые импортные автомобили в возрасте от трех до семи лет. Предполагается, что бизнес физлиц по ввозу в страну подержанных иномарок в этом случае должен скончаться в страшной агонии. К примеру, если сегодня за растаможку, скажем, четырехлетнего BMW 325 с двигателем 2,5 л физические лица платят 3500 евро, то по новым правилам растаможка такой машины обойдется на 1500 тыс. евро дороже. Понятно, что конкуренцию с фирмами, которые ввозят иномарки оптом, мало кто сможет выдержать.

Пресс-служба Минэкономразвития особо не скрывает, что ей известно, что и многие организации, желая сэкономить на растаможке, ввозят для собственных нужд подержанные автомобили, оформленные на частных лиц. Теперь, по мысли многомудрых чиновников, эта лазейка будет надежно прикрыта.

По началу, как водится, у чиновников не обошлось без промахов. Сперва предполагалось уравнять пошлины только для мощных иномарок (с двигателями больше 2,5 л). Однако после нехитрых подсчетов чиновники из Минэкономразвития и Минпромнауки сообразили, что доля таких иномарок вряд ли превышает 10%, а, следовательно, и прибыток казны окажется несущественным. Да и отечественный автопром от этих машин защищать бессмысленно — в России просто не производятся их аналоги. Поэтому чиновники вовремя спохватились и решили в большей степени последовать советам отечественного автолобби, к которому дружески примкнули и иностранные, располагающие заводами на нашей территории.

Структура рынка подержанных иномарок в России после прошлогоднего введения пошлин изменилась. Перегонщики с не меньшим энтузиазмом переключились на секонд хэнд старше семи лет. По подсчетам экспертов, этот рынок должен был оказаться меньше, однако бизнес на трехлетках явно пошел в гору. Да так, что рост серьезно задел тех иностранцев, которые наладили сборку автомобилей в России. Поскольку количество желающих выложить 10-12 тысяч долларов за собранный в России Ford Focus или Renault Symbol в России отнюдь не так велико, как этого бы хотелось международным монстрам автопрома. И судя по всему, такой расклад навел их на серьезные размышления.

К слову сказать, произведенные в России иномарки с полным правом можно признать законным дитятей российского автопрома. Судя по качеству претендовать на родственные связи с продукцией западных автокорпораций доморощенным уродцам не приходится. В СП GM-АвтоВАЗ низкое качество производимых сегодня Chevrolet Niva беспомощно объясняют крайне низким качеством российских комплектующих. Однако именно дешевизной этих местных комплектующих обусловливается и сравнительно невысокая по мировым меркам цена. К тому же собираемые в России иномарки и запланированы быть не вполне полноценными — выбор комплектаций у них весьма ограничен. А заказ определенной модификации сразу же делает покупку намного дороже. А иностранные инвесторы хотят свою продукцию в России продавать и зарабатывать на этом деньги.

Так что и правительству РФ деться некуда. Вместе с интересами родного автопрома приходится учитывать и инвесторские аппетиты. Следовательно, российские власти — хочешь, не хочешь — должны предпринять такие меры, чтобы платежеспособный спрос перенаправлялся именно на продукцию СП, а не подержанных конкурентов. Отсюда и негаданная солидарность иностранцев с АвтоВАЗом и ГАЗом. И те, и другие заинтересованы, чтобы их продукцию покупали клиенты определенного уровня платежеспособности. Если же на рынке присутствует альтернатива, то все расчеты идут прахом.

И тому имеются вполне убедительные примеры. АвтоВАЗ очень рассчитывал поправить свои дела, начав на базе СП с GM собирать еще более дешевые Opel Astra. Однако американские партнеры этому решительно воспротивились. Оказалось, что их устраивает, как продаются в России Opel Astra, собранные в Германии — за первый квартал этого года 1011 штук. Все возражения автовазовских воротил были отметены. Глава "GM-АвтоВАЗ" Джон Милонас высказался категорично: "СП будет выпускать машины только с маркой Chevrolet. Мы рассматривали возможность сборки на мощностях Opel Astra, а также ряд других моделей Opel, но отказались от этого". Вот и вся недолга. Ясное дело, что лучше поддерживать свое производство в Европе, чем в России.

Внести предложение об уравнивании пошлин в правительство комиссия собирается уже в ближайшее время. И, если премьер Михаил Касьянов решит, не долго думая, подписать соответствующее постановление, то уже к лету на российском авторынке начнет чувствоваться недостаток предложения. Со всеми вытекающими последствиями.Остается только последний вопрос. На чем все-таки в России будут ездить люди? И останется ли у них хотя бы минимальное право выбора? Не похоже.

Обсудить